Геймификация против прокрастинации: как HR расшевелить витающую в облаках команду?
В жизни каждого коллектива наступает момент, когда нужно подготовить масштабную кампанию по продвижению продукта или доделать его, а команда мыслями еще не вернулась из отпуска, хандрит без видимых причин и готова выгореть при вполне адекватной нагрузке. Как оторвать сотрудников от онлайн-игр и соцсетей, в которых они бездумно залипли? Воспользоваться секретным оружием геймдева, превращающим любую рутину в увлекательную и азартную погоню за результатом!
Что такое прокрастинация?
Прежде чем узнать секреты мотивации от известных производителей онлайн-игр, с помощью которых они заполучили внимание и ресурсы миллионов людей, стоит понять, что такое прокрастинация и почему ваша команда «расклеилась».
Говоря простым языком, прокрастинация — это неосознанная боязнь браться за какое-то важное, объемное, сложное дело и постоянное его откладывание на потом при полном осознании всех последствий такого поведения.
Многие впадают в ступор от необходимости сделать первый шаг, потому что на пути к цели совершенно точно встретится неприятная лично для них задача. Еще часть просто теряется от огромного количества дел и где-то в глубине души считает, что им все точно не получится успеть сделать в срок качественно, а как попало — это не к ним, поэтому не стоит и начинать.
Даже если впереди — лучшая из наград. Даже если провал будет грозить увольнением, человек, впавший в прокрастинацию, будет вести себя иррационально. Например — вместо рабочих задач начнет скроллить соцсети или смотреть смешные видео. Но при этом — не получать от этого удовольствие, потому что это не отдых,а попытка заглушить внешним «шумом» внутренний сильный стресс.
Потому что прокрастинация — это не лень и не безответственность, это сбой в работе мозга, который может настигнуть каждого из нас, независимо от воспитания и рабочих принципов.
Такому человеку нужна помощь извне, чтобы снять блок страха и нерешительности (не важно, из-за перфекционизма, синдрома самозванца или чего-то еще) и расшевелиться. Потому что сжигая силы на переживания, он вскоре может перейти от прокрастинации к выгоранию (а то и одной ногой стоит на этом пути).
Наказание здесь не поможет (кому вообще наказание помогало справиться с тревожностью и страхом?).
А что тогда?
Геймификация — волшебная палочка мотивации и тимбилдинга
Особенности работы мозга изучают не только врачи, но и… разработчики компьютерных игр. Для них важно, чтобы продукт был одновременно сложным, требующим прикладывать усилия, но при этом развлекающим и захватывающе-интересным. Они заметили, что именно такие игры приносят людям максимум удовольствия и удерживают их внимание годами, заставляя вкладывать реальные силы и ресурсы.
У работы, кстати, чаще всего есть только одна часть этого рецепта — сложность и необходимость прикладывать усилия. Но нет важной мотивационной составляющей из мира геймдева. А ведь для ее использования не нужно ничего, кроме небольшой подготовки.
Мы сейчас о системе заданий в форме увлекательных квестов с наградами за выполнение подзадач — геймификации.
Ее внедрили у себя такие гиганты, как Microsoft, Coca-Cola, Yota. Она рассматривается в системах образования по всему миру. Почему бы не внедрить ее в свою команду?
Инструменты геймификации: цепочки квестов на дороге приключений
Сразу «съесть слона» не под силу никому, особенно на 1 лвле. Нужно как следует разогреться, набрать на простеньких задачах опыт и скорость, и тогда к финишу, незаметно для себя, получится завалить даже самого страшного дракона. То есть, завершить проект и успешно вывести его в релиз.
1. Разбейте цель на квесты
Проанализируйте задачу для команды. Разбейте ее на отдельные подзадачи, никак не связанные между собой. Внутри каждой из подзадач выделите этапы, то есть, составьте последовательность, в которой эта подзадача должна выполняться. Это и будет ваша цепочка квестов. Расставьте ее в верном порядке и отметьте уровень сложности у каждого из элементов.
Например, большая задача «Релизнуть продукт» включает подзадачу «Подготовка презентации». Цепочка квестов для подзадачи будет включать элементы: «Сбор иллюстраций», «Поиск крутых цитат», «Создание таблиц», «Создание диаграмм», «Описание, почему наш проект крутой» и финальный босс уровня — «Сбор всех данных в презентацию».
2. Назовите
Чтобы задачи выполнялись веселее, дайте каждому из этапов и квестов забавное название и цель. Например: «Сбор урожая мнений в Бездне говорящих голов» или «Запереть данными врата в мир Ужасного пожирателя мозга Табличника (заполнив всю его таблицу)».
Если в вашей команде не сильно обидчивые и мнительные коллеги, можете по завершению квеста наградить их титулами и званиями. Например: Повелители картинок, Боги «Экселя», Монстры коммуникабельности. Что-то такое, что их точно повеселит. Титулы можно выдавать вместе с небольшими наградами (именными шоколадками и т. п.).
3. Визуализируйте
Возьмите несколько больших листов и напишите ваш квест из расчета 1 цепочка на 1 лист. Пока люди не видят весь объем того, что нужно сделать, а только маленькую часть задания, они не будут так тревожиться. А еще лучше — нарисуйте. Можете просто линию с подписанными точками, эдакий прогресс-бар. А можете устроить настоящее RPG, если такое позволяет корпоративная культура. Например, можно сделать прогресс-бар в стиле настольных игр-бродилок, в виде горы, по которой карабкаются путешественники, или огромного чудовища, каждая задача в котором — это поражение его уязвимой точки (с закрашиванием силуэта монстра по частям).
Или нарисуйте вместо всего этого мешки денег, которые заменят прогресс-бар.
По мере выполнения заданий отмечайте прогресс на прогресс-баре чем-то ярким и заметным. Например, закрашивая или раскрашивая пройденные точки. Наш мозг любит симметрию и заполненность. Поэтому незаполненный путь будет вызывать желание делать все быстрее и, значит, быстрее достигать заполненности листа.
Ну и наличие общего прогресс-бара и локальных прогресс-баров по подэтапам помогает людям правильно рассчитывать силы и ближе к середине поддерживать в них уверенность, что они гарантированно дойдут. Прогресс-бары отлично мотивируют и дают понять, что у всего этого есть конец и он достижим. Это важный инструмент при выполнении больших и сложных проектов.
4. Хвалите
Не забывайте отмечать закрытые этапы сразу, как только задача выполнена. Для людей это важно. Можно даже писать имена тех, кто принимал участие в выполнении, на каждом из них. Видеть свое имя в топе победителей станет для многих дополнительной мотивацией. Кому-то, возможно, захочется, чтобы его имя было во всех этапах, и он станет помогать другим.
Не забывайте объявлять лучших и хвалить их. Можно даже письменно на отдельной доске или на листах с квестами. Например: «Наши супергерои», «Лучшие в своем деле» и т. д. и список имен и титулов к ним.
Похвала — важная часть геймификации. Замечали, как в играх после каждого, даже самого незначительного действия, вам говорят, как вы хороши? Наш мозг очень падок на такие штуки и тут же выделяет гормоны радости. А затем «подсаживается» на это и стремится выполнять как можно больше быстрых задач, чтобы как можно чаще слушать, что он хороший и умелый. Не пренебрегайте этим. Но и не забывайте про тех, кто занимается чем-то более сложным и объемным. Им тоже нужно ваше доброе слово.
5. Награждайте
Назначьте за каждую из целей баллы, которые получит выполнивший ее сотрудник. И введите магазин, в котором на эти баллы можно купить что-то хорошее. Например — день отгула за счет компании, порцию более дорогого чая или кофе, пиццу, шоколадку, мерч компании, персонализированный предмет и т. д. У каждого лота — своя стоимость, что-то дешевле, на что-то придется хорошо подкопить.
Также сделайте коллективные баллы и награды, которые можно купить на них. Например, на выбор команды — посиделки за настолками со вкусняшками за счет компании, поход на квест или поездку на шашлыки в случае завершения сложной подзадачи.
Перед презентацией награды за коллективную задачу расскажите, как она важна компании. И что они делают большое и важное дело, которое поможет всей организации достичь чего-то крутого. И в благодарность за это компания готова наградить их призом на выбор.
Когда знаешь, на что копишь — это мотивирует быстрее закрывать задачи и брать их больше. Особенно если часть призов можно брать, пока не кончатся баллы.
Помните, что награды не отменяют похвалу. Это совершенно другая система.
6. Не ругайте
Вы видели, чтобы в играх ругали за промахи? Нет, потому что чаще всего это надолго лишает сил и демотивирует. Поэтому просто разберите, что пошло не так, без обвинений и эпитетов в адрес человека, и скажите, что вы в него верите и что теперь у него точно все получится. Общее дело ждет его!
7. Давайте свободу выбора
Например, того, кто какой задачей хочет заниматься. Помните, что некоторых останавливает нелюбовь к какому-то одному этапу, поэтому, хоть все остальное получается хорошо, человек не хочет в этом участвовать? Возможно, так удастся распределить задачи, чтобы все получили те, которые им нравится делать.
Ну и награды тоже не навязывайте. Возможно, даже выбор наград в магазин доверить самим участникам. Пусть каждый напишет, что бы он хотел там видеть. Возможно, индивидуальный приз будет мотивировать втройне.
Конечно, это не все механизмы геймификации и не все рычаги влияния на команду. Но внедрение тех или иных элементов (хоть всех, хоть части из них) уже сделает рабочий процесс интереснее, а сотрудников — мотивированнее. Попробуйте, и вы снизите процент выгораний и повысите эффективность команды за счет большей вовлеченности.
Поделиться: