night street logo
журнал агентства NIGHT STREET

Отправьте заявку и получите индивидуальное предложение

Введите имя
Введите корректный email
Phone
Введите номер телефона
Нажимая на кнопку отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

Удалённый офис XVII века. Часть 1

лонгрид8 мин30 Октября 2025
обложка статьи
фото автора

Малышев Николай

Молодой менеджер международной компании выступает перед собранием акционеров с новым планом по управлению удалённымии офисами. Фирма развивается очень быстро, и помимо штаб-квартиры в Лондоне у неё уже есть представительства в Индии, Китае и Африке. Поэтому поиск эффективных инструментов управления сотрудниками, разбросанными по всему земному шару, для неё вопрос выживания.

Десятки людей в дорогих белых рубашках оживлённо спорят о том, как предложенные изменения отразятся на фондовом рынке. На дворе стоит золотая эпоха трансконтинентальных корпораций — XVII век.

Распределённые коллективы и фирмы с удалёнными офисами появились отнюдь не сегодня. Уже четыреста лет назад людям приходилось налаживать коммуникацию, выстраивать рабочие процессы и профессиональные отношения с теми, кто находился за десятки тысяч километров от них. Как им это удавалось без интернета, онлайн-тимбилдингов и дистанционных корпоративов?

Об этом мы сегодня и поговорим.

Герб Британской Ост-Индской компании, людей, не пожалевших даже английского льва

КОРПОРАЦИЯ ЗЛА

Начать рассказ о распределённых коллективах мы бы хотели, пожалуй, с самого успешного из них за всю историю человечества. Встречайте настоящая корпорация зла, за преступления которой до сих пор извиняется британская корона.

Организация, настолько не любившая размениваться по мелочам, что в ходе борьбы за индийский рынок просто-напросто купила эту самую Индию вместе со всем населением. Самый крупный наркокартель в истории человечества и главный враг Джонни Деппа до появления Эмбер Херд — Британская Ост-Индская компания.

Хотя запомнилась она как частная фирма, удалённый офис которой превратился в почти независимое государство (с площадью почти в 13 раз больше, чем у страны, из которой релоцировались его сотрудники), начиналось всё относительно скромно: деньги на первые экспедиции молодой стартап набирал буквально при помощи краудфандинга.

Тренды, кейсы и новости индустрии — подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе!

Перейти

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

В 1600 году по указу королевы Елизаветы на базе уже имеющейся коммерческой компании было создано акционерное общество с особыми привилегиями на торговлю в Индии. Уставного капитала в современном понимании этого слова у организации не было. Акционеры собирали в складчину деньги на каждую конкретную экспедицию, а по её завершении делили прибыль и вкладывались снова.

Цели у предприятия изначально были сугубо коммерческие наладить торговые отношения со странами Азии и открыть для Британии путь на рынок специй, которые в те годы ценились не меньше, чем сегодня нефть (хотя до изобретения кулинарных онлайн-тимбилдингов оставалось еще 400 лет).

Этот бизнес считался крайне рискованным, но невероятно прибыльным. Если из трёх кораблей, отправленных в плавание, возвращался хотя бы один, это уже считалось отличным результатом. Тем более что доходов с этого корабля хватало, чтобы покрыть гибель двух других и остаться в ощутимом плюсе.

И хотя до открытия представительств в Азии было ещё далеко, компанию уже с этого момента можно считать корпорацией, ведь каждый корабль был своего рода удалённым офисом, а каждая экспедиция отдельным стартапом, ответственность за который возлагалась на команду и капитана. Кстати, о том, какие интерактивные игры для сотрудников практиковались в этих плавучих офисах, мы подробно расскажем в одной из следующих статей. К счастью, современные офисы не качает на волнах, а вместо бурь - дедлайны и зумы. Но дух единства команды по прежнему важен. Мы собрали 4 простых и весёлых корпоративных игр, которые можно провести без подготовки во время обеда.

Главным вкладчиком времён первых экспедиций была лично английская королева. И хотя со временем фирма обзавелась собственным стабильным капиталом и даже вышла на фондовую биржу в 1657 году, основной принцип сохранился навсегда: компания формально оставалась частной, но контрольный пакет акций принадлежал британскому королевскому дому.

Флаг Британской Ост-Индской компании подозрительно похож на государственный символ всем хорошо известной страны и это неспроста. По всей видимости, именно он стал прообразом для знамени Континентального Союза (будущих Соединённых Штатов)

ОТКУДА У НИХ ВЗЯЛАСЬ АРМИЯ

Британская Ост-Индская компания (East India Company, сокращённо — EIC) обзавелась своим первым удалённым офисом в 1612 году, открыв с разрешения могольского падишаха представительство в Сурате. И там начались её приключения.

К чести Ост-Индской компании стоит заметить, что превратилась в военную машину она не от хорошей жизни. В целом, по меркам XVII века, наличие у солидной фирмы собственного боевого подразделения было скорее правилом, чем исключением. И поначалу силовые структуры EIC были примерно такие же, как у всех остальных пара небольших отрядов наёмных солдат, которых использовали для охраны кораблей и складов. Но оказавшись в Индии, британцы сразу же столкнулись с главными экспертами того времени в области «построения рассредоточенных команд» португальцами.

Предприниматели с Пиренейского полуострова открыли для себя азиатские рынки на сто лет раньше остальных европейцев и к идеям свободной конкуренции относились с явным скепсисом. К тому же пространство для удалённых офисов (мануфактур) в Индии было весьма ограниченно, ведь почти все они были привязаны к источникам полезных ресурсов.

Сегодня, когда одна корпорация хочет надавить на другую, она начинает отправлять офферы её сотрудникам. Четыреста лет назад всё было примерно так же, с поправкой на один нюанс: после получения отказа несостоявшийся работодатель обычно пускал в ход корабельные пушки.

В те времена хороший сотрудник должен был быть готов не только убивать, но и умереть за свои корпоративные ценности (причём лояльность им поддерживалась даже без онлайн тимбилдингов и виртуальных корпоративов).

Борьба за удалённые офисы между британцами и португальцами уже в том же 1612 году закончилась битвой при Сували, ознаменовавшей начало конца португальского владычества в Азии. И хотя Ост-Индская компания вышла победительницей, на неё этот конфликт произвёл неизгладимое впечатление. Все последующие годы англичане будут пытаться довести свою военную мощь до того предела, который позволяли ресурсы, а те в скором времени станут почти безграничными.

Торговый знак Ост-Индской компании выглядит стильно даже по современным меркам

ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЁННЫХ КОМАНД

Онлайн-конференции, виртуальные корпоративы и дистанционные тимбилдинги наверное, что-то подобное хотели изобрести менеджеры Ост-Индской компании. Но технические возможности эпохи не позволяли.

Будущее корпоративов уже здесь — создадим digital-опыт для вашей команды.

Выстраивание коммуникации между сотрудниками в условиях, когда они разбросаны по всему земному шару непростая задача даже сегодня, а в XVII веке это был настоящий бич для Ост-Индской компании и всех её конкурентов. Забегая вперёд, скажем, что большинство из них именно эта проблема однажды загонит в могилу.

Все ключевые решения принимались советом акционеров. На их основе главный офис в Лондоне составлял инструкции для региональных топ-менеджеров (генерал-губернаторов). А те уже реализовывали предписания руководства на местах. Концепция звучит логично и даже знакомо, если не учитывать тот факт, что деловые письма шли до адресатов в среднем 6–9 месяцев если доходили вообще.

Если у вас возник вопрос, как можно управлять огромной фирмой при таких средствах связи, то вы не одиноки. Владельцы Ост-Индской компании мучились им на протяжении всех двухсот лет существования своей корпорации и так по сути и не нашли на него ответа (ведь, как мы помним, до изобретения VR-тимбилдингов и онлайн викторин оставалось еще почти 400 лет).

Известны случаи, когда руководство месяцами составляло планы по развитию провинции, потерянной ещё полгода назад, или наоборот настаивало на союзе с местным раджой, владения которого их подчинённые уже давно оккупировали.

Также по мере расширения штата ко всему прочему добавились ещё и проблемы языка. Непрерывно релоцировать новых сотрудников из Англии было невозможно, поэтому в некоторые региональные офисы стали набирать местных специалистов, что тоже не могло обойтись без последствий. Так, один индийский писец понял слово provisions («провиант») в смысле provisions for gifts «дары, подарки, подношения», в результате чего целый гарнизон вместо еды получил партию дорогих тканей и украшений.

Требования регулярных отчётов, попытки отправлять распоряжения в нескольких экземплярах на разных кораблях (в надежде, что хоть один из них дойдёт) все эти меры, разумеется, не могли решить проблему в корне, и Лондону приходилось постоянно расширять автономию своих подчинённых на местах. С одной стороны, это было единственной разумной стратегией в той ситуации, а с другой открывало возможность для невероятных злоупотреблений.

Ко второй половине XVII века главный офис уже смирился с тем фактом, что главной формой интерактивных игр для удалённых сотрудников в EIC стало составление коррупционных схем.

Большинство региональных менеджеров каждый год посылало домой суммы, в разы превышавшие их жалование за этот период (скрывать коррупцию к тому моменту им было настолько лень, что средства переводились через официальные каналы всё той же компании). К началу XVIII века они привыкнут ещё и узнавать, что их фирма находится в состоянии войн со странами, о которых они даже не слышали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя Британская Ост-Индская компания не проводила тимбилдинги в Discord и онлайн-квесты для своих сотрудников, это не помешало ей построить международную бизнес-империю (в прямом смысле слова).

Но сколь бы впечатляющими ни были её успехи, она отнюдь не была уникальной. В следующей части этой статьи мы поговорим о том, какие были ещё Ост-Индские компании, что их объединяло и чем они отличались, а также постараемся понять, какой урок из их истории может вынести современная распределённая команда.