Эмпатия эмоциональная и когнитивная: памятка руководителю
О том, что эмпатия — это не просто модное слово из корпоративного лексикона, а один из важнейших навыков современного руководителя, написано уже очень много.
А вот как из вдохновляющего коллектив инструмента она может превратиться в нависший над ним дамоклов меч, расскажем этом материале.
В общих чертах эмпатия — это способность понимать, что чувствуют другие люди, видеть вещи с их точки зрения и представлять себя на их месте. И здесь очень важно отметить, что это общий термин, включающий в себя ряд составляющих. Мы рассмотрим два основных типа эмпатии: эмоциональную и когнитивную.
Эмоциональная эмпатия
Навык, развившийся в процессе эволюции и в разы повышающий шансы на выживание. Эмоциональная эмпатия способствует сплочённости и развитию морали, ограничивает агрессию внутри группы, а также поддерживает дистанцию с другими группами. Он основан на способности к сопереживанию и позволяет людям понимать эмоции, которые испытывают другие. Когда мы испытываем эмоциональную эмпатию, мы буквально чувствуем то, что чувствует наш собеседник.
Когнитивная эмпатия
Навык, появившийся в результате социального развития групп и их взаимообмена, который может закончиться обманом одной из сторон. Он основан на эмоциональной эмпатии и развитии интеллекта, включая в себя способность предугадывать поведение других, обманывать и определять ложь, а также выстраивать эффективную коммуникацию. Когнитивная эмпатия основана на интеллектуальном анализе, а не на сопереживании — мы представляем себе, что чувствует другой человек, но не вовлекаемся в его ощущения эмоционально.
Влияние типов эмпатии на управленческие способности руководителя
В условиях постоянного взаимодействия с коллективом, клиентами и партнёрами, тот или иной тип эмпатии руководителя может существенно отразиться не только на его личной эффективности, но и на формировании стиля управления.
Для наглядности рассмотрим каждый из них, взяв за основу две полярности.
Руководители с преобладающей эмоциональной эмпатией
Эту группу можно охарактеризовать как лидеров, но не руководителей. Их повышенная вовлеченность и забота об эмоциональной атмосфере коллектива вызывает всеобщую симпатию, но неизбежно приводит к снижению руководительского авторитета.
Вспомните кота Леопольда из одноимённого мультфильма и его легендарный призыв: «Ребята, давайте жить дружно!», произносимое даже в самых, казалось бы, неуместных ситуациях. В каждой серии мультфильма можно наблюдать ряд его неэффективных решений на основании эмоциональной эмпатии, а следом и все их грустные последствия.
В бизнесе же преобладающая эмоциональная эмпатия руководителя выражается, как правило, в избегании необходимых дисциплинарных мер или откладывании сложных разговоров дабы не травмировать чувства своих подчинённых. В итоге это только усугубляет назревающие или уже активно существующие проблемы в команде, поскольку некоторые сотрудники обязательно почувствуют, что их потребности игнорируются в пользу других.
В коллективе возникают напряжённость и недовольство, в то время как его начальник аккуратненько держится на расстоянии. Это негативно сказывается на внутренней атмосфере, ведь когда сотрудники видят, что их руководитель слишком мягок и всеми силами настроен избежать конфликта — это неизбежно снижает уровень доверия к нему и коллектив становится менее организован и продуктивен.
Что происходит в коллективе под управлением человека с преобладающей когнитивной эмпатией?
Сотрудники, ощущая отношение к себе лишь как к «боевым единицам», обязанным безотказно функционировать и ставить корпоративные ценности превыше личных, ощущают себя объектами манипуляций для достижения карьерных и финансовых интересов своего руководителя. Это происходит потому, что объектное отношение всегда нивелирует личность человека.
Срабатывает психологическая защита, которая запускает внутреннее сопротивление и тихий саботаж должностных инструкций, что ведёт к снижению всех существующих показателей и общей производительности.
Так какой же тип эмпатии необходимо развивать современному руководителю?
Когнитивная и эмоциональная эмпатии — это замечательные партнёры. Способность сопереживать чужим эмоциям, которой нас наделяет эмоциональная эмпатия, сама по себе не является созидательной без способности совершать конкретные действия для оказания поддержки другому человеку, которую мы, в свою очередь, получаем в результате эмпатии когнитивной.
Не стоит забывать, что эффективное руководство требует не только понимания и сострадания, но и способности сохранять объективность и фокусироваться на достижении бизнес-целей. Поэтому руководителям стоит стремиться к балансу между эмоциональной поддержкой своих сотрудников и необходимостью принимать трудные решения в интересах организации. Именно соблюдение эмпатического баланса — это тот внутренний процесс, который и отличает хорошего руководителя от выдающегося.
Поделиться: