«Фактология»: мистический тимбилдинг с Сергеем Дружко

Там, где мифы рушатся усилиями команды, а теории заговора становятся заданиями на взаимодействие, начинается «Фактология» — новый мистический тимбилдинг для компаний от агентства NIGHT STREET с Сергеем Дружко в роли идейного вдохновителя.
Эстетика этого проекта сразу даёт понять: скучным и предсказуемым ему не быть. Вам с коллегами предлагают отправиться расследовать конспирологические теории, искать доказательства существования йети и шпионских голубей, запускать цепные реакции из фольгированных шапочек и ловить аномалии при помощи зеркал.
Я посетила TEAM PLAY FEST, чтобы увидеть, как устроен командный квест «Фактология» изнутри, лично пройти первые задания и пообщаться с её создателями — теми, кто придумал, как соединить теорию заговора и работу команды воедино. Эта статья — не инструкция по применению, а попытка передать дух «Фактологии» через личный опыт и наблюдения.
ПЕРВЫЙ КОНТАКТ
У стенда «Фактологии» встречает мощное визуальное приветствие: огромный баннер с гипнотическим ликом Сергея Дружко в кислотно-зелёных оттенках.
Само пространство внутри напоминало инопланетную лабораторию с элементами клубного света, ретрофутуристических форм и паранойи в стиле X-Files. Внутри всё сияло неоновыми полосками, отражалось в фольге, контрастируя с мягким газоном. В общем, зона 51 переехала прямо в выставочный центр. Я зашла внутрь, и передо мной развернулась игра — пространство было поделено на три задания, выбранных в качестве примеров. Как мне объяснили, их может быть сколько угодно, под масштаб команды.
ЕДИНОРОГ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ ОТВЕТЫ
Двухметровый блестящий единорог одновременно напоминал надувную игрушку для взрослых и клубную инсталляцию. Тело обмотано лентой с таинственными символами, поверхность отливала глянцем.

Легенда:
Участники отправляются по следам Сергея Дружко, исследователя магических зверей. Его история зашифрована — текст на ленте написан зеркально. Пары получают зеркала и, как Персей в битве с Медузой Горгоной, читают рассказ в отражении, двигаясь вокруг единорога.
Задача:
Собрать всю историю и ответить на вопросы о чудо-зверях и их свойствах.
Что прокачивает:
Навык структурирования информации, когда она подана нестандартным способом. Учит распределять роли и сохранять командное взаимодействие.
ФОЛЬГА НА ГОЛОВЕ, КОНТАКТ В КОМАНДЕ
Больше всего людей на фестивале привлекал простой столик с мотком фольги и головой манекена в шапочке. Оказалось, что этого достаточно, чтобы разбудить в корпоративных людях скрытых дизайнеров.
Кто-то лепил рога, как у Малефисенты, кто-то — обручи-сердца, маски супергероев, кокетливые широкополые шляпки.
Многие, с кем я разговаривала на фестивале, упоминали эти шапочки, луки с фольгой явно цепляли людей. Наверное, потому что в этом было что-то инфантильно-обезоруживающее. Взрослые, серьёзные люди — в рубашках, с бейджами — надевали на себя антенны из фольги и шли слушать лекции про бюджеты для тендеров.

Легенда:
Каждый участник создаёт свою собственную шапочку из фольги — как это делают те, кто боится сигналов и чтения мыслей. Две шапочки особенные: одна со встроенной батарейкой, вторая — с лампочкой. Когда все покреативили, начинается командная часть. Участники должны выстроиться в цепочку — от стартовой шапки с батарейкой до финальной шапки с лампочкой. Для замыкания цепи требуется плотный контакт.
Задача:
Создать устойчивую цепочку взаимодействия, в которой каждый участник играет свою роль. Если всё собрано правильно, лампочка в финале загорается.
Что прокачивает:
Умение выстраивать контакт и синхронизацию в команде. Простая механика иллюстрирует: когда каждый на своём месте, общая система начинает работать — буквально и метафорически.
ДОСКА УИДЖИ ДЛЯ КОМАНДНОГО КВЕСТА
Под зелёной зловещей подсветкой участников встречали две доски с бегунками и бутылками воды. Всё выглядело так, будто сейчас начнётся спиритический сеанс. И в каком-то смысле так и было.

Легенда:
Команда делится на «живых» и «духов». Чтобы соблюсти условия ритуала, и те, и другие набирают воду в рот: живые — «неживую», духи — «живую». После этого никто не может говорить.
Живые собирают вопрос с помощью магнитного бегунка на доске вопросов. Духи читают вопрос на своей зеркальной доске и отвечают, также двигая бегунок по доске ответов, где слова зашифрованы по слогам.
Задача:
Пройти 7 раундов запредельно-мистического общения. Все вопросы и ответы можно и нужно адаптировать под внутренние мемы компании или тематику мероприятия — так веселее.
Что прокачивает:
Гибкость в коммуникации и общий уровень слаженности. Даже незнакомые люди быстро включаются в игру, начинают смеяться и работать слаженно без устного общения.
…и немного из реальности:
Участники, с которыми удалось пообщаться, отзывались об игре тепло. Один сказал, что главное — «подстроить под свои реалии, добавить внутренние приколы». А другой рассудительно добавил: «И коктейли. С духами как-то проще разговаривать, когда немного нетрезв». С ним сложно спорить.
ЗАГАДКА КАК НОВЫЙ КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРМАТ
Выныриваю из неоновый комнаты и подхожу к стойке агентства NIGHT STREET — разобраться, как вообще появилась «Фактология». Там как раз стоит Орленко Маргарита, руководитель проектов офлайн направления. Мы здороваемся, и я начинаю с вопроса: как вообще возникла идея сделать конспирологический тимбилдинг в духе «Необъяснимо, но факт»?
Рита охотно рассказывает: «Как всегда, старт происходит с анализа рынка. Мы пытаемся понять, что людям интересно, что они любят. А люди любят мистику. У нас в портфеле много серьёзных, концептуальных продуктов про трансформацию команд, обучение, развитие soft skills. А еще есть один безбашенный и особенно успешный проект — “Разрушители Легенд”. Он такой драйвовый, летний, слегка сумасшедший, и немного в стороне от остальных. По запросам клиентов мы как раз решили сделать ещё один продукт в эту сторону — тоже чуток безумный, но с другим характером. С какой-то чудинкой, классной фишкой».
— И в голове сразу появился лик Сергея Дружко? – киваю я на вездесущее на этом мероприятии лицо на баннере.
«Дружко — это же целая эпоха, мы все его большие фанаты. Нам повезло, что он оказался очень открытым человеком и ему откликнулись наши идеи. Вышли на его команду и быстро договорились, Сергей стал лицом и идейным вдохновителем проекта, записал для нас видеовставки, где лично обращается к игрокам, объясняет задания. Фактически он погружает всех в эту сюрреалистичную атмосферу “Необъяснимо, но факт” — так, как умеет только он», объясняет Маргарита.
Оказывается, участие легендарного ведущего может быть и совсем прямым: «Сергея Дружко можно пригласить ведущим и он проведет тимбилдинг для вашей компании. Понятно, что это не бесплатно, но и не заоблачно дорого — вписывается в большинство бюджетов», – шепнула мне Рита. Представляю, как Сергей своим фирменным голосом произносит: «Вы — группа исследователей. Ваша цель — установить контакт». Где-нибудь в переговорке с серыми стенами, рядом с плакатом «Q3. Цели. KPI».
Выхватываю из толпы еще одного члена одним члена команды, креативного саппорт-менеджера Кирилла Кирова. Кирилл непосредственно участвовал в создании сценариев «Фактологии»:
«Мы изначально строили задания так, чтобы их можно было полностью кастомизировать под клиента — и механику, и визуал, и реквизит. Главное — сохранить суть: есть загадка, и её нужно разгадать. А сами загадки в тимбилдинге могут быть абсолютно любыми. Это может быть и аномалия планетарного масштаба, и, скажем, аномалия под названием “почему когда коллега Х в офисе, конфеты из общей вазочки так быстро испаряются”. Если у компании есть внутренняя байка, инсайт или неразрешённый вопрос — вокруг этого можно выстроить целый тимбилдинг, теории заговора. Такой, где будет место и для размышления, и для обсуждения, и для настоящего вовлечения».
Кирилл говорит, что в основе «Фактологии» лежит не столько сюжет, формат или известный ведущий, сколько человеческая природа любви к вопросам.
«Человек всегда хочет что-то распутывать, устанавливать причинно-следственные связи, искать смысл. И это запускается ещё в детстве. Мы можем быть взрослыми и рациональными, но как только перед нами появляется что-то непонятное — мы включаемся».
Под вечер я выхожу из аномальной зоны обратно в обычную реальность. Пространство TAU светится изнутри неоновыми пятнами — на фоне тёмного, уже почти летнего неба оно само выглядит как часть сценария. Люди на улице курят, смеются — по прежнему в шапочках из фольги.
Наверное, для меня самая интересная вещь в этом необычном тимбилдинге «Фактология» — как быстро люди соглашаются делать странные вещи. Все молча изображают духов, бегают за инопланетянами, собирают лук из фольги. И ни у кого не возникает вопроса «зачем». «Фактология» как бы разрешает людям быть странными.
И, судя по всему, иногда именно этого в будничной жизни нам всем и не хватает.
Редакция
Что ты думаешь об этом материале? Поделись своим мнением: