Корпоративные ценности: советы от директоров Google. Часть 2

В первой части материала мы говорили о том, как стоит вести бизнес, чтобы ваша компания смогла превратиться в трансконтинентальную корпорацию. Сегодня поговорим о другом: как известно, человека во многом формирует та среда, в которой он обитает.
Именно поэтому начинать формирование правильной корпоративной культуры отцы Google рекомендуют с создания благоприятного для этих целей офисного пространства.
КАК ВЫГЛЯДЯТ ОФИСЫ GOOGLE?
Чтобы понять, соответствует ли обстановка на вашем рабочем месте высоким стандартам Google, просто представьте, что вы встали из-за своего стола, вытянули руки в разные стороны и покрутились. Вам удастся это сделать, не задев никого из коллег? А есть ли у вас возможность уединиться в своём кабинете для конфиденциального разговора?
Если хотя бы в одном из случаев ответ «да», то у нас для вас есть две новости. Хорошая — ваш профессиональный быт в некоторых аспектах куда комфортнее, чем у многих топ-менеджеров крупнейшей IT-корпорации Земли. Плохая — эти самые топ-менеджеры с таким подходом призывают бороться, и дело тут не только в зависти.
Обычно офисы Кремниевой долины ассоциируются с невероятными удобствами и возмутительной роскошью, что в целом недалеко от истины. Доведись вам оказаться в Googleplex, штаб-квартире Google, вы, скорее всего, останетесь под глубоким впечатлением, увидев боулинговые площадки, катки, скалодромы и бесплатные кофейни с самым передовым оборудованием, расположенные прямо в офисе, в общем, всё, что нужно для корпоративных мероприятий в холодное время года.
Но если каким-то чудом вы сможете пройти дальше, миновать посты охраны и оказаться в кабинетах, где непосредственно работают сотрудники, вас ждёт картина, к которой вы явно не были готовы.
Сотни маленьких комнатушек, набитые до отказа людьми, каждый из которых зарабатывает сотни тысяч долларов.
Невероятно узкие коридоры, в которых просто невозможно разминуться. А также полное отсутствие персональных кабинетов даже у самых высоких селебрити. Со стороны это может показаться своего рода концентрационным лагерем для миллионеров, но не спешите судить так строго — у гуглеров (как называют себя сами сотрудники Google) есть вполне разумные объяснения.

ПОЧЕМУ ОНИ УСТРОЕНЫ ТАК?
Обычно при организации офиса единственной причиной, по которой сокращают личное пространство сотрудников, является экономия. Подобный подход кажется логичным, но в силу естественного человеческого стремления обособиться от внешнего мира он приводит к тому, что вне конференций и совещаний сотрудники взаимодействуют друг с другом только у кулера и за обедом. Базовым состоянием работника на рабочем месте становится покой, а коммуникацией с коллегами он занимается, когда его побуждают.
Google, как и большинство компаний Кремниевой долины, идет от противного. Все элементы планировки и организации жизни внутри офиса заточены на то, чтобы максимизировать объём коммуникации между сотрудниками именно на рабочем месте, создать среду, в которой им волей-неволей придётся обмениваться идеями и мнениями.
Кстати, именно по этой причине в Кремниевой долине традиционно относятся со скепсисом к удаленке, что довольно иронично, ведь именно там она стала мейнстримом задолго до ковида и карантинов.
Поколение Z, как оказалось, хорошо вписывается в концепцию офиса Google. Причина в том, что офис для молодых сотрудников — это новый клуб по интересам, а не только место с рабочим столов и кулером в углу. Читайте об этом в нашей статье «Молодые сотрудники тянутся к офису ради социальных связей».

В истории компании даже был случай, когда Google купил огромный новый офис неподалёку от первого. Изначально планировалось перевести туда часть сотрудников, но в последний момент руководство решило, что тогда «плотность населения» рабочих кабинетов слишком сильно упадёт.
В итоге на протяжении нескольких месяцев целое офисное здание использовалось исключительно как поле для послеобеденной игры в футбол. Отличное решение для проведения тимбилдингов зимой или осенью.
ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕ НУЖНО?
Повышение коммуникативной активности сотрудников не должно довести их до вооружённого восстания. Поэтому важно соблюдать два основных правила.
Во-первых, сокращение личного пространства на непосредственном рабочем месте стоит компенсировать альтернативами за его пределами. Собственно, бесчисленные веранды, кафетерии и капсулы сна в офисах Google служат именно этой цели. У людей всегда должна быть возможность ненадолго отойти и отдохнуть от социальной активности.
И пускай не каждая фирма может себе позволить прикупить парочку полей для гольфа возле офиса — это абсолютно не обязательно. Авторы книги настоятельно рекомендуют: оптимизируйте рабочее пространство, сократите его примерно вдвое и потратьте сэкономленные деньги на создание комфортных зон отдыха для своих коллег.

Во-вторых, «уплотнения» должны быть всеобщими и не иметь исключений.
Традиционный корпоративный уклад подразумевает, что количество личного пространства каждого сотрудника пропорционально его статусу.
В противовес этому отцы Google уверяют: первое, от чего нужно избавиться в своём офисе, — это концепция личных кабинетов.
В их компании топ-директора работают в таких же тесных многолюдных комнатах, как и остальные работники. Такой подход позволяет не только освободить коллектив от лишних поводов для классовой войны, но и даёт возможность руководителям не отрываться от реальной жизни коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Офис — это тело компании. И хотя его значение как для жизни фирмы в целом, так и для корпоративной культуры в частности тяжело переоценить, не только он их определяет. В следующей части статьи мы поговорим о том, как формируются коллективы и принимаются решения в Google, а заодно выясним, чем так страшна тенурократия и почему стоит опасаться гиппопотамов.

Редакция
Что ты думаешь об этом материале? Поделись своим мнением: