night street logo
журнал агентства NIGHT STREET

Отправьте заявку и получите индивидуальное предложение

Введите имя
Введите корректный email
Введите номер телефона
Нажимая на кнопку отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

HR-культура в Древнем Китае

лонгрид10 мин
обложка статьи
фото автора

Малышев Николай

Каждый настоящий HR знает, что успешное управление — это во многом вопрос грамотной кадровой политики. Причём чем больше организация, тем болезненнее для неё этот вопрос.

Топ-менеджеры крупных компаний вынуждены бесконечно ломать голову в попытках изобрести новые инструменты для оценки эффективности своих подчинённых. Но современный мир меняется быстро, рынок — ещё быстрее, поэтому многие стратегии взаимодействия с кадрами теряют свою актуальность прежде, чем оказываются внедрены в рабочий процесс.

Но что, если бы существовал философский камень от мира рекрутинга, универсальное кадровое решение, способное заменить собой все управленческие метрики разом, масштабируемое до размеров любой организации, и при этом настолько надёжное, что его хватило бы на сотни, а то и тысячи лет?

Если сказанное выше кажется вам чем‑то из области не особо научной фантастики, то вы глубоко заблуждаетесь. Такое решение действительно когда‑то было найдено и широко применялось на протяжении тринадцати веков в самом большом офисе за всю историю человечества — Китайской империи с эпохи Сунь по времена династии Цин.

В этой статье мы обсудим, как великие HR-ы прошлого распределяли должности в диапазоне от попечителя общественной бани до советника императора при помощи одного необычного экзамена; разберёмся, что такое настоящий конфуцианский менеджмент; познакомимся с особенностями делопроизводства в китайском аду и постараемся выяснить, какое из его отделений ждёт ваших сотрудников в загробном мире.  

У Юн и глобус —  герой мифов  в Древнем Китае

У Юн — образец древнекитайского менеджера, популярный герой мифов и притч

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ И КОНФУЦИАНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

Несмотря на то, что границы Поднебесной на протяжении веков непрерывно менялись, Китай почти всегда оставался огромной и крайне густонаселённой страной. Феодализм в привычном для европейцев понимании этого слова здесь так и не сложился, поскольку конечным собственником земли всегда оставался император, единственный акционер в этой гигантской компании. Управлять столь внушительным хозяйством было невозможно без целой армии посредников, которая неуклонно росла с каждым веком.

В результате именно вопрос организации менеджмента стал главным для Поднебесной Империи на почти полторы тысячи лет, а рассуждения о том, каким должен быть настоящий управленец, заняли одно из центральных мест в философских трактатах.

  

Сам же процесс работы с документами превратился в форму служения божественной воле.

Неслучайно в начале этой статьи мы назвали Древний Китай “самым большим офисом в истории человечества”. В течение долгих веков почти все мало-мальски престижные виды деятельности в Поднебесной были связаны со сферой, которую мы сегодня назвали бы “менеджментом”, а к тем масштабам документооборота, которые стали нормой для Китая ещё в средние века, Европа подойдёт только ко временам промышленной революции.

Китай на старинных гравюрах

Деловая встреча

Культуру управления в Поднебесной на тысячелетия вперёд определила философия Конфуция. С точки зрения этого учения, залогом процветания в жизни как отдельного человека, так и целого государства была гармония.

Чтобы поддерживать её в масштабах империи, было необходимо, чтобы всякая организация, будь то деревня, купеческая фактория или провинция, управлялась подобно крепкой семье, где руководитель, как добрый отец, заботится о нуждах своих подопечных, получая в ответ сыновнюю преданность и почтение от подчинённых.

   

Бороться с потенциальными злоупотреблениями властью со стороны руководителей Конфуций предлагал просто и элегантно — путём нравственного развития последних. Именно поэтому среди качеств, необходимых эффективному менеджеру, в Древнем Китае всегда выделялись способность к стихосложению, познания в философии и серьёзная историческая эрудиция.

По задумке Конфуция, человек, прежде чем быть допущенным к управлению “сяо жэнь” (ничтожными людьми), должен был сначала стать “цзюнь цзы” (благородным мужем). Отличали благородного мужа от ничтожного человека глубокие познания в утонченных искусствах и готовность следовать самым высоким этическим стандартам.

Конфуций. Древний Китай

Конфуций: одно из самых известных изображений

РЕШЕНИЕ НА ВСЕ ВРЕМЕНА 

Перед теми, кто взялся организовывать целое государство по принципу одного большого офиса и выбрал своей путеводной звездой идею Конфуция, стояло множество нетривиальных задач, связанных, в первую очередь, с кадровой политикой. Ведь чтобы добиться подлинной гармонии, нужно было отделить благородных мужей от ничтожных людей на всей территории подвластного пространства и проследить, чтобы каждый оказался на своем месте. 

Поиск подходящей кадровой стратегии занял долгие века, пока наконец великие HR-ы прошлого не обрели то самое универсальное решение на все времена — систему тестирования Кэцзюй. Она была изобретена в VII веке нашей эры и стабильно применялась вплоть до XX века, когда к власти пришел Мао Цзэдун.

   

Кэцзюй представлял собой нечто вроде древнекитайского аналога ЕГЭ: это был всеобщий государственный экзамен, проводимый по единым образовательным стандартам. Принять участие в нём могли все свободные мужчины, за исключением уж совсем неблагонадёжных граждан, вроде актёров и сыновей женщин с низкой социальной ответственностью.

Как уже говорилось выше, конфуцианская модель управления стремилась добиться полного соответствия между уровнем должности и внутренними качествами человека, который будет её занимать. Поэтому за каждым государственным постом была закреплена определённая учёная степень, необходимая, чтобы на него претендовать. Присваивалась эта степень в соответствии с результатом Кэцзюй.

Экзаменационный двор в Нанкине

Экзаменационный двор в Нанкине, вмещавший до 20 тысяч соискателей одновременно

   

Кстати, если сейчас вы думаете о том, кого из своих сотрудников назначить на руководящую позицию, то, возможно, вам стоит обратить внимание на одну из самых древних школ менеджмента в истории человечества и попытаться применить её опыт на практике. С конфуцианской точки зрения, ваша задача состоит в том, чтобы определить, кто из потенциальных кандидатов является настоящим “цзюнь цзы” (благородным мужем), а кто — “сяо жэнем” (ничтожным человеком), пытающимся прыгнуть выше своей головы.

Дабы избежать возможной путаницы, предложите кандидатам написать по поэме, раскрывающей в стихотворной форме наиболее глубокие метафоры мудрецов, почитаемых в вашей культуре (подходящего мудреца и метафору подберите на свой вкус). Также стоит проверить исторические и философские познания соискателей при помощи специального сочинения на заданную тему.

Впрочем, если вы захотите добавить к этому что-нибудь, не стоит себя сдерживать. Просто берите пример с императоров-кочевников из монгольской династии Юань, которые включили в список требований для соискателя учёной степени умение стрелять из лука и верховую езду.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КИТАЙСКОМ АДУ

Качественный менеджмент ценили не только императоры Поднебесной, но и демоны, правившие в китайской преисподней.

Поэтому ад, Диюй, ждавший древних китайцев после смерти, как и то государство, в котором они проводили свои земные жизни, был устроен по принципу огромного офиса.

   

Он был разделён на десять отделов, каждым из которых правил свой демон-судья. В первый, главный отдел попадали все души умерших без исключения (буддийская картина мира не предусматривала концепции рая). Там покойники представали перед генеральным директором ада, Циньгуан-ваном. По результатам собеседования демон определял судьбы умерших. Те, за кем не было замечено серьёзных провинностей при жизни, отправлялись сразу в десятый отдел — место, откуда души возвращались обратно на землю. Те же, чья участь оказалась не столь завидна, распределялись между восемью остальными отделами для прохождения своего рода курса посмертной реабилитации.

В этой статье мы не будем подробно разбирать архитектуру китайской преисподней, а лишь рассмотрим несколько наиболее любопытных моментов.

Кстати, самое время подготовить чек-листы: сейчас мы узнаем, что ждёт ваших коллег на том свете!

Отдел № 3

Место, куда попадают души тех, кто считал, что начальство не заботится о своих подчиненных. Здесь духам умерших связывали верёвкой горло, руки, ноги и горло, кололи их вилами, сжимали им тисками сердце и печень, а также сдирали с них кожу.

Отдел № 4

Сюда попадали те, кто уклонялся от налогов, а также те, кто воровал (бумагу и канцелярские принадлежности в своём офисе) камни из мостовой и масло из фонарей. Местные грешники живут в реке нечистот Найхэ.

Отдел № 6

То самое место, которое ждёт всех неуважительно обращавшихся с исписанной бумагой. Если вы когда-нибудь пользовались шредером, то можете не сомневаться, что именно здесь вам вырвут сердце и бросят его на съедение псам.

Ад в представлении древних Китайцев

Собеседование грешников в китайском аду

Кстати, говоря про китайский ад, нельзя не упомянуть два любопытных факта о его кадровой политике.  

Во-первых, наказания в нём можно было избежать путём трудоустройства. Некоторых особо эффективных менеджеров, если их прижизненные проступки были не слишком тяжёлыми, Циньгуан-ван не отправлял на муки в другие отделы, а оставлял в своём. Там они отрабатывали свои грехи, работая по специальности, хоть и в адских условиях.

   

Во-вторых, китайская преисподняя предусматривала свои меры дисциплинарного воздействия не только для грешников, но и для некоторых демонов. Так, демон Янь-ван был переведён из первого отдела в пятый за слишком лояльное отношение к душам погибших от несчастных случаев.

После полного прохождения курса искупления умершие оказывались в десятом отделе. Там происходило финальное распределение их душ перед новой реинкарнацией.

Буддийский ад

Демоны за работой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя Китай давно изменился, наследие эпохи Кэцзюй живо до сих пор. Самые престижные должности в стране всё ещё связаны с государственным менеджментом, а доступ к ним открывается через прохождение особых экзаменов. Конечно, современных китайцев уже не заставляют писать поэмы при приёме на работу, да и сами жители Поднебесной больше не ждут, что после смерти им придётся отчитываться за всю исписанную ими бумагу перед подземными богами. Тем не менее, мы уверены, что конфуцианский менеджмент как идея ещё не исчерпал себя окончательно, и его час однажды снова настанет. Поэтому, если вы вдруг решите сделать экзамены по философии и стихосложению частью стандартной процедуры найма в вашей компании, обязательно напишите нам и расскажите о результатах этого эксперимента. Обещаем, что нашу следующую статью мы обязательно посвятим вам.