night street logo
журнал агентства NIGHT STREET

Отправьте заявку и получите индивидуальное предложение

Введите имя
Введите корректный email
Введите номер телефона
Нажимая на кнопку отправить, я даю согласие на обработку персональных данных

КОРОЛЕВСКИЙ ТИМБИЛДИНГ

тимбилдинг10 мин
обложка статьи
фото автора

Малышев Николай

Представьте себе, что вы стоите во главе самой большой и могущественной корпорации в стране. Её богатство и влияние почти безграничны, а внутри неё бытуют довольно странные порядки.Члены корпорации не связаны между собой общей трудовой деятельностью, зато их всех объединяет нездоровое пристрастие к интригам и вооружённым мятежам против руководства. Если вам уже стало неуютно, значит, вы начинаете понимать, что испытывал Людовик Четырнадцатый на протяжении более чем семидесяти лет своей жизни.

Сегодня мы поговорим о том, как Король-Солнце обуздал дворянскую корпорацию (общепринятый научный термин) при помощи тимбилдингов, инновационной организации офисных пространств и одного большого корпоратива длиной в 128 лет. Попробуем сделать выводы из результатов этого невероятного эксперимента, а также узнаем, какие активности времён Людовика Четырнадцатого могли бы найти своё место на вашем корпоративном мероприятии.

Людовик XIV в начале карьеры, 1643 год

КАК УПРАВЛЯТЬ ДВОРЯНСКОЙ КОРПОРАЦИЕЙ — КОРОЛЕВСКИЙ ГАЙДЛАЙН

Как уже говорилось выше, главному герою нашей статьи, французскому королю Людовику Четырнадцатому, выпало стоять во главе весьма проблемной корпорации. Основным «продуктом», который она производила с точки зрения монаршей власти, были проблемы. Если вам кажется, что на работе вы сталкиваетесь с жёсткой фрондой в лице своих сотрудников или других руководителей, просто вспомните о судьбе людей, стоявших во главе Франции в XVII в. С 1648 по 1655 г. они были вынуждены участвовать в двух настолько напряжённых конфликтах с подчинёнными, что в честь этих противостояний получил свое имя сам термин «фронда».

Неудивительно, что Людовик Четырнадцатый видел своей главной задачей в качестве лидера дворянской корпорации направление её энергии в мирное русло. Королевский план по достижению этой цели состоял из нескольких этапов, вполне понятных любому современному руководителю.

Людовик XIV на пике карьеры, 1701 год

ШАГ ПЕРВЫЙ  — ЗАБРАТЬ ДВОРЯН С УДАЛЁНКИ

До Людовика Четырнадцатого высшие представители дворянской корпорации Франции предпочитали работать из дома. Занимались они там преимущественно сбором налогов, организацией ополчения и плетением заговоров против короля. Людовик вынудил потомственных топ-менеджеров нового времени делегировать две первые обязанности подчинённым на местах, а для третьей выделил им единый монарший коворкинг.

Обстоятельная критика во Франции эпохи фронды, «Матьё Моле среди бунтовщиков», Франсуа-Андре Венсан, 1779 год

ШАГ ВТОРОЙ  — ОРГАНИЗОВАТЬ ЕДИНОЕ ОФИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Поскольку своих преданных сотрудников Людовик предпочитал держать в зоне видимости невооружённым глазом, ему потребовалось единое пространство, способное вместить в себя всех самых видных людей своего времени. В качестве места для строительства этого монументального офиса была выбрана богом забытая деревня под скромным названием Версаль. Именно в её честь и была названа будущая штаб-квартира французского абсолютизма. Она прославится не только уникальными архитектурными ансамблями и умопомрачительной роскошью интерьеров, но также тем, что именно здесь многие знаменитые представители французского топ-менеджмента тех лет внезапно обнаружат в себе склонность к общественно полезному труду.

Тот самый Версаль, «Вид на Гранд-Трианон», Пьер-Дени Мартина, 1722 год

ШАГ ТРЕТИЙ — ПРИСТРОИТЬ К РАБОТЕ ДАЖЕ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ СЛОВА «РАБОТА»

Хотя главной целью концентрации всех подчинённых Людовика в одном месте была минимизация ущерба, который они могли нанести, будучи предоставлены сами себе, верховный руководитель Версаля решил не оставлять их без дела.

Поскольку действительно полезных должностей, вроде маршала или министра финансов, на всех не хватало, был открыт ряд новых вакансий, которые быстро заняли представители высшего света Франции. Среди них были: держатель королевского ночного горшка (premier valet de chambre), держатель королевского зонта (porte-ombre du roi), великий маэстро по одежде (grand maître de la garde-robe) и штатный карлик.

«Портрет Мольера», Марк-Антуан Клод, создан в 1860-е годы

   

Стоит отметить, что все вышеперечисленные должности, кроме последней, считались крайне престижными, и за них шла жесточайшая конкуренция среди представителей французской знати. В начале статьи Версаль не просто так был назван королевским коворкингом для плетения интриг. В силу витиеватого регламента, крайней выгодности близости к руководителю в любой возможной форме и широчайшего спектра абсолютно бессмысленных (с точки зрения непосвященного человека) профессий, окружение Людовика было втянуто в непрерывную внутрикорпоративную войну, высасывающую из него все те силы, которые ещё недавно тратились на борьбу с руководством.

Кстати, среди людей, не брезговавших сражаться за доступ к королевским ночным горшкам и постелям, были не только обычные карьеристы, но и великие деятели Просвещения, вроде Мольера — человека, подарившего миру жанр высокой комедии.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ — ОРГАНИЗОВАТЬ КОРОЛЕВСКУЮ КУЛЬТУРУ ТИМБИЛДИНГОВ

Даже несмотря на весь трудовой энтузиазм новоиспечённых сотрудников Версаля, исполнение обязанностей premier valet de chambre и porte-ombre du roi (перевод см. выше) не могло занять всё их свободное время. Поэтому, чтобы не дать своим подчиненным скучать, Людовик создал для них то, что сам он называл “обществом удовольствий” или “каруселью”. По сути, это была система перманентного королевского корпоратива. Одни королевские активности плавно перетекали в другие, не оставляя ни одной свободной минуты в жизни обитателей Версаля.

   

На Гранд Канале, что был вырыт неподалёку от дворца, проходили «морские сражения». Участники мероприятия делились на две флотилии и на специальных лодках, каждая из которых была уменьшенной копией какого‑то из реальных военный кораблей французского флота, выходили друг против друга. Чтобы «подбить» вражеский корабль нужно было забросить на его борт специальный мяч, имитирующий пушечное ядро. Поскольку это был не обычный ивент, а королевский, не обходилось без спецэффектов. К каждой лодке были приставлены матросы, которые палили по вражеским судам из боевых пушек холостыми снарядами. Так что со стороны эту игру было легко принять за настоящее морское сражение.

В садах вечерами играли в живые картины, при свете факелов актёры-мимы разыгрывали сцены из античной мифологии и библейских преданий, участники ивента ходили между ними и пытались отгадать указанные сюжеты.

У версальских маскарадов, балов и концертов, которые постоянно устраивал Людовик, была особая королевская фишка — придя на мероприятие, гости обнаруживали готовую картину, изображающую тот самый ивент, на который они пришли. Приглядевшись внимательно, каждый мог легко найти на полотнище себя, причём в том же костюме, в котором он был в тот момент. Несложно догадаться, какой магический эффект это производило на зрителей. Впрочем, никакой мистики в этих картинах не было: строгий дресс-код, регламент, определяющий место каждого в процессии, а также крайняя осведомлённость версальских художников в вопросах моды и придворных слухов делали задачу чисто технической.

Завершались обычно королевские ивенты особыми фейерверками. Пиротехники буквально рисовали на небе огненные картины, часто приуроченные к актуальным событиям из жизни версальского комьюнити. 

ШАГ ПЯТЫЙ — ВОВРЕМЯ ВСПОМНИТЬ ПРО ЭКОНОМИЮ

Версальская система управления была настолько ресурсозатратной, что с финансированием тимбилдингов от Короля-солнца не справлялся бюджет одной из самых богатых стран Европы. Чтобы хоть как-то снизить нагрузку на трещащий по швам бюджет, был разработан ряд крайне необычных мер.

Например, к фонтанам были приставлены специальные мастера. Их задачей было снижать напор воды до минимума, если на фонтан никто не смотрел, и незаметно возвращать его до прежнего уровня, как только на горизонте появлялись гости.

«Большой фонтан в Версале», Джованни Спеллани, 1912 год

   

Также Людовик весьма оригинально расставил приоритеты, формируя бюджет при строительстве самого Версаля. Монументальные статуи и шикарная барочная отделка требовали огромных средств, которые наш герой изыскал сэкономив на… уборных. Их в Версале просто не было. Было это ошибкой Людовика или очередным хитроумным ходом, направленным на борьбу с фрондой, нам сказать тяжело, зато мы знаем точно, что этот факт неизменно добавлял пикантности в быт обитателей Версаля.

ИТОГИ ВЕРСАЛЬСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Когда говорят, что под чьим-то руководством некая организация, будь то частная компания или целая страна, достигла своего развития, обычно это значит, что после ухода великого руководителя с поста всё полетело в тартарары.

С одной стороны Людовик обуздал дворянскую корпорацию и вошёл в историю как автор самой изысканной (и возможно, самой бесчеловечной) системы менеджмента, демонстрировавшей свою эффективность почти полтора века.

С другой, концепция перманентных тимбилдингов и фантомных должностей, долгое время отлично справлявшаяся с заговорами злонамеренных топ-менеджеров, оказалась абсолютно бессильной против недовольства рядовых служащих, которых сама же и довела до открытого выступления против руководства. Закончилась вся эта история массовой акцией неповиновения, быстро переросшей в серию кадровых перестановок и обезглавливаний, вошедших в историю как Великая французская революция.

Так что, если вы решите внедрять методы управления в своем офисе, будьте аккуратны и бдительны, а то уровень качества трудовых отношений в вашем коллективе легко вырастет до уровня гильотины.

Недовольные версальским менеджментом, картина «Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа, 1830 год