История офисной жизни. Часть 1: офисы древнего мира
Если вы начинаете своё утро с поездки на работу и разговора у кулера, а в вашей сумке лежит ланчбокс, то вам не нужно объяснять, почему одним из символов нашей эпохи является офис и сколько смыслов этот символ в себе несёт.
Ну а если вы привыкли проводить созвоны с коллегами, не выходя из собственной комнаты, а чтобы перейти от работы к досугу, вам достаточно переключиться между вкладками на домашнем ноутбуке, то вы не могли не задуматься о том, что эта эпоха подходит к концу.
Фриланс, коворкинги и удалёнка ещё не смогли заменить классическое офисное пространство, но уже дали людям альтернативу, а вместе с ней — ощущение новой эры, которая вот-вот придёт. Как и все, кому выпало жить в переломный момент истории, мы любим думать о будущем и том, что оно нам готовит, но в этой статье я предлагаю вам обратиться к прошлому и вспомнить о том, как всё начиналось.
Офисы древнего мира
Выбрать ту точку в пространстве и времени, с которой можно было бы начать отсчёт истории современного офиса, довольно сложно. Сам термин был впервые использован в конце четырнадцатого века английским поэтом Джеффри Чосером, но означал он не место, а человека, вовлечённого в гражданскую службу.
Джеффри Чосер.
Тем не менее, специальные пространства, в которых люди, занимавшиеся работой с документами, проводили свои дни, существовали задолго до рождения Чосера.
Первым среди многочисленных предков офиса был скрипторий, место где древние писцы переводили, копировали, комментировали и хранили, вверенные им текста. По сути своей скрипторий представлял из себя нечто среднее между библиотекой, архивом и мастерской по работе с рукописями. Зародившись ещё в древнем Египте, скриптории со временем распространились по всей территории Греции, Рима и Вавилона.
О корпоративной культуре и быте этих офисов древности нам известно совсем немного, хотя до нас и дошёл один любопытный текст, известный как «Поучение Ахтоя». В нём египтянин, живший где‑то между вторым и третьим тысячелетием до нашей эры, описывает своему сыну бесконечные преимущества жизни писца. Сравнив уделы рыбака, лекаря, каменотёса и земледельца, Ахтой приходит к выводу, что нет лучшей участи для молодого человека, чем работа писцом, ведь тот не должен гнуть спину на жаре, всегда одет в белые одежды, никогда не рискует своей жизнью и имеет уважение у окружающих.
Как мы вскоре увидим, список плюсов, отмечаемых у офисной жизни, не сильно изменится за последующие четыре тысячи лет.
Египетские писцы за работой.
По мере развития цивилизации, рос и документооборот, а следовательно количество писцов и скрипториев.
Александрийская библиотека, самый известный из скрипториев древнего мира, в период своего расцвета, хранила от сорока до четырехсот тысяч рукописей, а количество постоянных сотрудников, работавших в ней одновременно доходило до ста человек.
Схема Александрийской библиотеки.
Тенденция изменилась только к концу античности, когда падение Рима на западе и наступление арабов на востоке погрузили мир в эпоху, известную нам как «тёмное средневековье».
Средневековье
Хотя средние века и ассоциируются у нас с тьмой невежества и дизентерией, дела там обстояли куда лучше, чем может показаться на первый взгляд. Христианские монахи спасали и переписывали древние рукописи по всей Европе, византийские учёные продолжали изучение античных авторов, и уже в восьмом веке, при Карле Великом, возникают скриптории, сравнимые по масштабам с теми, что были уничтожены в тёмные времена.
Наследниками дела египетских и римских писцов стали средневековые монахи, о быте которых нам уже известно куда больше, чем об их античных предшественниках.
Они занимались не только переводом и копированием рукописей, но и украшали их миниатюрами, составляли документы для светских лиц, а сами монастыри часто выполняли функцию нотариальных контор.
Кстати, нормированный рабочий день, по всей видимости, изобрели именно они, хотя и не ради заботы о сотрудниках. Ценность книг, особенно древних, в то время была столь высока, что работать писцам приходилось, используя исключительно дневное освещение.
Сами книги часто были прикованы к полкам цепями, достаточно длинными, чтобы можно было дотянуться до рабочего места, но слишком толстыми, чтобы их можно было незаметно спилить.
"Святой Августин в своём кабинете", Боттичелли, 1492 год. Хотя Августин и жил в позднюю античность, Боттичелли изобразил классическое рабочее место средневекового писца.
На протяжении почти всего средневековья рабочие места в скрипториях практически не менялись. Это были небольшие парты, стоявшие между окном и книжной полкой. Никакой иерархии по уровню комфорта там не было; писец сидел за тем местом, до которого могла дотянуться цепь, прикованная к нужной ему книге. Закончив работу над рукописью, монах просто переходил на новое место.
Нечто наподобие конкуренции корпоративных культур также появляется в тот период. Дело в том, что все скриптории принадлежали монашеским орденам, уставы которых различались порой вплоть до противоположности. Так, монах-бенедиктинец был обязан переписывать текст, не вдумываясь и не вчитываясь в него, в то время как доминиканец должен был знать рукопись, с которой работает, практически наизусть. Причины подобных различий были просты: бенедиктинцы боялись искажений текста переписчиком, а доминиканцы полагали своего писца живым резервным хранилищем и ждали, что в случае повреждения первоисточника он сможет воспроизвести на память утраченные фрагменты.
Связь между средневековыми монахами и документооборотом была столь прочной, что в каком‑то смысле она не разорвана до сих пор, по крайней мере на уровне языка. Слово «клерк», которым мы обозначаем канцелярского работника, и слово «клирик», применяемое к духовным лицам, происходят от французского «clerc». В большинстве европейских языков оба этих понятия обозначаются одним термином.
Масштабы средневековых скрипториев и размах их деятельности росли неуклонно вплоть до середины пятнадцатого века, когда был изобретён печатный станок и потребность в переписывании текстов от руки отпала сама собой.
Что, впрочем, не положило им конец как явлению: например, последний скрипторий в России был закрыт только в шестидесятых годах прошлого века, он принадлежал монаху-старообрядцу, вручную переписывавшему древние тексты.
Новое время
Эпоха, ставшая началом конца для тысячелетней традиции скрипториев, была одновременно и эрой расцвета средневековых канцелярий и коммерческих контор, от которых уже рукой подать до современного нам офиса.
В начале статьи я упомянул, что изначально слово «офис», использованное Чосером в «Кентерберийских рассказах», обозначало не пространство, а должность. Дело в том, что первые канцелярии и торговые предприятия располагались в домах должностных лиц, которые ими заведовали.
Высокопоставленные чиновники и богатые ростовщики выделяли своим подчинённым рабочие помещения в собственных жилищах.
Что порой приводило к весьма любопытным последствиям. Например, больше всего историкам известно о тех канцлерах английского королевства, которым отрубили голову. Поскольку они, как и полагается уважаемым людям своего времени, работали у себя дома, вся их переписка, включая документы государственной важности, считалась частной собственностью, и если канцлер умирал своей смертью, то она вместе со всем остальным имуществом переходила к его наследникам и как правило, распродавалась. Но если канцлера казнили, документы попадали в руки короне и отправлялись в королевский архив.
Томас Кромвель, канцлер английской короны, казнённый по приказу Генриха восьмого в 1540 году.
Ге́нрих VIII - второй английский монарх из династии Тюдоров.
Так как масштаб делопроизводства в пятнадцатом веке был несравним с современным, для его обеспечения даже довольно крупным конторам хватало штата из нескольких образованных работников. В среднем на сотрудника приходилось около 15–20 квадратных метров, но уже в шестнадцатом веке рабочее место сократилось до 10–12 квадратных метров, и далее его размер будет сокращаться вплоть до второй половины двадцатого века.
С семнадцатого по восемнадцатый век начинают появляться первые арендованные офисные помещения. В основном это небольшие адвокатские конторы и кабинеты врачей, ведущих частную практику.
Египетского писца сменил монах-бенедиктинец, монастырь уступил место усадьбе Томаса Кромвеля, долгие столетия медленного, но неуклонного прогресса подходили к концу, ведь мир замер в ожидании промышленной революции, эпохи безвозвратно изменившей все, в том числе и офисное пространство. Но о том, что она принесла европейским офисам и их обитателям мы поговорим в следующей статье.
Поделиться: